При переходе на Universal Analytics отображается следующее сообщение.
Это означает, что ожидаемая приостановка Google Analytics UA все-таки произойдет. Соответственно, подготовиться к переходу на новый сервис следует заранее. Чтобы переход произошел без каких-либо неудобств или проблем, следует уже сейчас начинать настройку Google Analytics 4.
В этой статье подробно описаны способы настройки GA4 с помощью такого инструмента, как Менеджер тегов Google (GTM). Он оптимально подходит для отслеживания аналитики и управления аккаунтом GA4. Управление Google Analytics 4 без GTM тоже возможно, но для этого придется работать с кодом веб-сайта. А значит, нужно будет привлекать разработчика. Гораздо более простым и эффективным решением станет использование GTM. Данный метод актуален для большинства пользователей.
Работа с этим инструментом несложная, но требует времени. В статье приведена пошаговая инструкция по выполнению настроек.
На первом этапе следует установить временную зону и выбрать одну из предложенных валют.
Для этого необходимо указать URL веб-сайта и ввести название потока.
Здесь необходимо отключить две ненужные настройки: поиск и триггеры, которые срабатывают при заполнении формы.
На этом этапе следует установить сценарии отслеживания GA4 для всех страниц. Для этого нужно открыть установленный на веб-сайте контейнер GTM и добавить в него тег GA4.
Именно тег GA4 позволяет отслеживать все просмотры страниц, совершенные пользователями. Коробочная версия дает возможность отслеживать и другие заданные события.
Конфигурационный тег выступает в роли канала, через который все события поступают в GTM. Настройка тега производится следующим образом:
Из GA4 необходимо скопировать идентификатор измерения. Для этого нужно перейти в раздел администратора и нажать «Потоки данных». Среди предложенных потоков следует выбрать свой поток (он был создан в пункте №2), а затем перейти в раздел «Детали потока». Здесь и будет находиться нужный идентификатор.
Тег конфигурации следует добавить в GTM. Чтобы сделать это, нужно в GTM выбрать опцию добавления тега и ввести в предложенном поле его параметры. При установке типа тега необходимо выбрать «Google Analytics: конфигурация GA4».
Добавление собственного идентификатора. В специально отведенное поле со значком «Идентификатор» нужно вставить скопированный из «Потоков данных» параметр.
Настройка опции отправления событий. Чтобы включить отслеживание всех случаев просмотра страницы, следует поставить флажок рядом с опцией, предлагающей отправлять событие каждый раз при загрузке конфигурации.
Установка названия тега. Можно выбрать любое название, но для удобства лучше установить понятное и простое имя, например, GA4 Configuration.
Добавление триггера. Следует установить триггер, который будет срабатывать при каждом просмотре веб-страницы. Благодаря триггеру настроенный тег будет срабатывать для всех страниц сайта.
После этих настроек необходимо перенести все события Universal Analytics в аккаунт GA4.
Чтобы в будущем идентифицировать через GA4 все те же события, которые сейчас отслеживаются в Universal Analytics, следует ввести соответствующие теги в GTM.
Для этого следует использовать тот же триггер, что и для тегов UA. Создание тега проходит следующим образом:
Добавление нового тега. В GTM необходимо выбрать опцию создания нового тега и установить его тип – «Google Analytics: событие GA4».
Настройка конфигурации. В графе «Тег конфигурации» следует выбрать название тега, который был создан в пункте №4 (GA4 Configuration).
Установка названия события. Для удобства имя должно отображать отслеживаемый тип события. У системы GA4 есть определенные требования к вводу имени. Оно должно быть указано строчными буквами, а вместо пробелов следует использовать нижнее подчеркивание. Примеры названий: form_contact, click_, form_service_y.
Установка параметров, которые будут отслеживаться вместе с событием. GA4 автоматически отслеживает ряд параметров каждого события, но сервис позволяет расширить этот перечень. Для этого нужно перейти в раздел «Параметры события» и выбрать доступные варианты. Этот шаг не обязателен.
Ввод имени тега в GTM. Для удобного поиска следует придерживаться стандартного способа наименования тегов. Номенклатура выглядит следующим образом: «Событие GA4 – {{insert event_name}}».
Ниже приведено изображение тега события, получившего название form_sent. Для этого события также установлено дополнительное значение "value". Оно равняется сумме 2000 грн.
Чтобы событие в GA4 запускалось таким же образом, как и в UA, необходимо использовать тот же триггер, который запускает тег системы Universal Analytics.
Описанные действия следует повторить для всех событий в UA, которые нужно перенести в Google Analytics 4.
Дальше необходимо обозначить самые важные события как конверсии. На самом деле конверсии в GA4 – это не нововведение. Они означают то же, что и цели в UA.
Чтобы определить событие как конверсию, нужно перейти в «Настройки» аккаунта GA4 и выбрать раздел «Конверсии». Далее необходимо выбрать опцию «Новое событие конверсии». Здесь не нужно снова создавать событие, следует лишь указать название уже существующего (оно было создано в пункте №6).
Если событие было создано некоторое время назад и система уже собрала хотя бы один экземпляр, оно будет отображаться в списке доступных к выбору в разделе «Конверсии». В этом случае не нужно вводить название, достаточно нажать ползунок справа от имени события. Таким образом, оно будет определено как конверсия.
Это не обязательный шаг, а скорее альтернативный способ создания новых событий.
Самый простой способ создавать события в GA4 – с помощью GTM. Но это можно делать и непосредственно в Google Analytics 4 на основе уже созданных событий. Это сложнее, потому выбирать этот способ рекомендуется только в том случае, когда по каким-либо причинам необходимо отказаться от GTM.
Порядок создания выглядит следующим образом:
В аккаунте GA4 необходимо перейти в «Настройки», выбрать раздел «События» и нажать кнопку «Создать событие».
Затем следует указать название события в соответствующем поле. Название следует составлять по тем же принципам, что и при создании события через GTM: использовать строчные буквы и нижние подчеркивания вместо пробелов.
Ввод параметров, которые указывают на условие запуска события. Если условием является просмотр страницы пользователем, необходимо выбрать параметр page_location.
Чтобы установленные параметры отправлялись вместе с созданным событием, необходимо включить функцию «Скопировать параметры из исходного события».
Чаще всего этот способ создания новых событий используется, чтобы отследить просмотр пользователем страницы благодарности.
В пункте №6 было показано, что, помимо основных параметров события в GA4, можно отправлять дополнительные показатели. Они устанавливаются вручную при создании нового события. Все дополнительные параметры, созданные самостоятельно, нужно зарегистрировать. Если этого не сделать, параметры просто не будут отображаться в отчетах.
Регистрация происходит следующим образом:
В системе GA4 необходимо перейти к настройкам и выбрать раздел «Специальные определения».
На следующем шаге следует выбрать правильную вкладку для своего показателя: «Специальные параметры» или «Специальная метрика». Первая вкладка предназначена для размеров, а вторая – для метрики.
В поле «Название параметра» необходимо указать, как должен называться параметр в отчетах сервиса GA4.
Далее следует задать характеристики параметра. В категории «Области» нужно выбрать параметр на уровне события или пользователя. В окне «Описание» можно добавить любое полезное примечание. Также в соответствующей графе необходимо указать название события, к которому этот параметр относится.
Обратите внимание. Специальные параметры могут собирать очень большое количество уникальных значений. Из-за этого отчет получается неточным. Вместо конкретных значений в нем будет указана выборка. Чтобы избежать этого, не следует регистрировать специальные параметры, в которых может быть бесконечное количество значений. Примером такого показателя может быть идентификатор пользователя.
На приведенном выше изображении можно увидеть предупреждение, которое система выдает при регистрации показателя с высоким количеством уникальных значений.
После выполнения этих шагов сервис Google Analytics 4 будет отслеживать те же события, что и система UA. После этого можно переходить к финальным настройкам.
Сначала необходимо настроить фильтрацию внутреннего трафика. Для этого нужно:
Из вкладки «Администратор» перейти в «Поток данных», нажать кнопку «Выбор потока» и выбрать «Дополнительные настройки тегов».
Нажать «Определить внутренний трафик в GA4» и выбрать «Создать».
Ввести все IP-адреса, которые не будут учитываться системой, и указать название этого списка.
Следующий шаг – подтвердить создание списка адресов для IP-фильтров.
После создания фильтра в Google Analytics 4 его необходимо активировать. Для этого следует перейти во вкладку «Внутренний трафик» (по тому же пути, что и в 1 подпункте) и отметить новый фильтр как активный.
Если для настройки GA4 используется система GTM, важно убедиться, что эти события отфильтровываются из общего потока данных. Для этого нужно выполнить три шага:
Перейти из вкладки «Администратор» в «Параметры данных», а затем в «Фильтры данных» и выбрать функцию «Создать фильтры в GA4».
Следующий шаг – ввод названия фильтра и добавление необходимых событий. Лучше всего выбрать название, отображающее сущность этого фильтра, например, «Настроечный трафик».
После создания фильтра его необходимо активировать (это происходит так же, как и в пункте №10 с IP-фильтрами).
К фильтру можно добавлять любые события отладки.
Если необходимо исключить определенные рефералы из отслеживаемого общего трафика, следует выполнить такие действия:
Поиск рефералов. Следует перейти в раздел «Ресурс», далее в «Информацию отслеживания», а затем – в «Список исключений рефералов в Украине». Из доступного списка нужно выбрать рефералы для исключения.
Добавление их в GA4. Для этого нужно перейти в «Администратор», а затем последовательно в следующие разделы: «Потоки данных», «Выбор потоков», «Дополнительные настройки тегов» и «Создание списка нежелательных рефералов».
Исключение дополнительных рефералов. В список можно добавить рефералы из UA.
Активировать список не нужно. Это происходит автоматически.
В одном аккаунте GA4 можно собирать данные из нескольких доменов. Чтобы настроить эту функцию, необходимо перейти в раздел «Дополнительные настройки тегов» (так же, как и во 2 пункте шага №12) и выбрать опцию «Настройте свои домены в GA4». В этом пункте следует добавить все отслеживаемые домены.
В новой версии сервиса Google Analytics 4 доступна функция Enhanced Measurement, которая позволяет отслеживать следующие события.
Название события |
В каких случаях событие отслеживается |
«Скролл» |
Когда пользователь прокручивает определенный объем страницы. Можно устанавливать разное пороговое значение прокрутки в %. |
«Нажатие» |
При нажатии на ссылку. |
«Просмотр_результатов_поиска» |
При использовании поля поиска на сайте. |
video_start, video_progress и video_complete |
При просмотре пользователем встроенных видео. |
file_download |
После загрузки файлов с сайта. |
Перечисленные события включены по умолчанию. Чтобы убедиться, что события отслеживаются, нужно перейти из «Администратора» в «Поток данных» и нажать «Выбрать поток». Здесь можно увидеть, включена ли функция улучшенного измерения.
При необходимости в настройках можно отключить перечисленные параметры. Обычно это нужно в том случае, когда показатели уже отслеживаются другим способом, например, через GTM.
GA4 может хранить данные в течение разного времени. По умолчанию установлен срок 2 месяца. Этого достаточно для выполнения стандартных отчетов, но не для расширенного анализа. Чтобы увеличить срок хранения информации, нужно перейти из раздела «Администратор» в «Параметры данных» и «Сохранение данных». Здесь можно установить период хранения до 14 месяцев.
Universal Analytics перестанет работать летом 2022 года. В дальнейшем GA4 станет основной платформой Google Analytics. Чтобы в следующем году иметь возможность сделать анализ за предыдущие 12 месяцев, необходимо уже сейчас переходить на GA4.
Описанный в этой статье способ перехода на GA4 является быстрым и эффективным. Однако не всегда получается совершить переход самостоятельно. Если у вас возникнут проблемы при настройке аналитики, обращайтесь к нам. Мы поможем выполнить переход и решим любые сложности.